Повышением безопасности ядерных объектов правительство СССР серьезно занялось после чернобыльской катастрофы. Тогда было принято решение об организации дополнительных структур безопасности, способных в случае кризисной ситуации оказать помощь и поддержку действующим АЭС.
В июле 1987г. появилось совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС) на базе ряда министерств и ведомств. К 1989 году в группу входили представители 27 государственных структур. Чтобы наладить работу службы, способной в любой момент оказать экстренную помощь АЭС, организаторы проанализировали опыт чернобыльской трагедии. Они опрашивали свидетелей, ликвидаторов, выясняли, чего недоставало в тот момент тем, кто принимал решения по ликвидации аварии. Был изучен весь открытый международный опыт по созданию аналогичных центров.
С 1995 года атомщики несколько лет тесно сотрудничали с ЦУПом (Центр управления полетами). Кроме того, для детального изучения опыта противоаварийного планирования и аварийного реагирования они посетили все ведущие мировые центры атомной энергетики.
Сегодня в группу ОПАС входят 145 сотрудников оперативного состава и 240 экспертов. Они являются специалистами высочайшей квалификации, представляют 19 государственных министерств и ведомств.
С марта 2000 года функционирует Кризисный центр Концерна (КЦ), который стал основой для оперативного приема, обработки и передачи информации, оказания экстренной помощи атомным станциям в случае аварийных ситуаций. Это центральное звено системы противоаварийного реагирования Концерна.
На сегодняшний день Кризисный центр - один из крупнейших в Европе и мире. Его методы работы и комплекс информационных систем, которые используются для получения, обработки и ретрансляции данных с АЭС, в настоящее время становятся образцом для многих зарубежных аналогов. Основной задачей Центра является обеспечение противоаварийной готовности Концерна и группы оказания экстренной помощи атомным станциям.
Интенсивное развитие информационных систем Кризисного центра в процессе их эксплуатации привело к активному использованию созданных программных продуктов и систем связи в повседневной управленческой деятельности Концерна. Информационные системы востребованы не только в ситуациях противоаварийной готовности и аварийного реагирования, но и при ежедневном контроле выработки электроэнергии, координации научно-технической деятельности, в информировании общественности.
Сотрудники Кризисного центра предоставляют информацию о произошедшей чрезвычайной ситуации, принятых и предпринимаемых на АЭС мерах по ее ликвидации, приводят в готовность рабочие места с необходимыми средствами связи и программно-техническим обеспечением.
Применение современных информационных технологий на цифровой основе позволяет экспертным группам, не покидая территории своего предприятия, пользуясь возможностями центра технической поддержки, оставаться в постоянном контакте и с Кризисным центром, и с АЭС, где возникает нештатная информация.
Регулярно Кризисный центр организует тренировочные занятия для членов группы ОПАС и экспертов. Ежегодно на одной из АЭС проводятся комплексные противоаварийные учения с экстренным выездом на место условной чрезвычайной ситуации группы ОПАС, спасателей и представителей необходимых служб. Учения и тренировки позволяют поддерживать на высоком уровне готовность атомщиков к оперативным действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и нештатных ситуаций.
Первоисточник